Отчет об участии в краевой конференции "ИКТ в образовании ХК - 2017: опыт, проблемы и перспективы

Мероприятия второго дня конференции проходили 30 ноября 2017 года на территории гостиничного комплекса "Ривьера" г. Хабаровска см. повестку




Доклады пленарного заседания:
1. "О программе "Цифровая экономика РФ", Терсков С.В., зам. министра ИТ и связи ХК - начальник управления систем электронного правительства.  Презентация к докладу
Основная идея - Сергей Владимирович раскрыл основные направления новой программы, показатели ее реализации.
Мнение - амбициозная программа, срок выполнения до 2020 года, цели и задачи общие, нет конкретного плана, нет работы с регионами. Без создания условий и снятия преград для работы цифрового бизнеса (см. также) он не придет в образование, есть риск формального выполнения показателей программы. Подготовленные по инновационным программам кадры, выпускники (если таковые появятся) при отсутствии рабочих мест и должного стимулирования утекут в Москву, Петербург, а то и за рубеж. Можно использовать административный рычаг - бесплатная подготовка по актуальным программам при условии подписания договора на целевое распределение. Можно развивать международную работу ИТ-специалистов по принципу аутсорса (пример - индийская индустрия ИТ-аутсорса).
Выводы для себя - мне нужно изучить Стратегию развития цифрового общества в РФ до 2030 г. и Программу Цифровая экономика РФ.
2. Ментальные барьеры на пути цифрового образования, Мендель В.В., директор пединститута ТОГУ, к.ф-м.н., доцент  Презентация к докладу
Основная идея - Виктор Васильевич указал условия для эффективного использования цифрового образования, его преимущества для "цифровых аборигенов", привел примеры ментальных барьеров педагога, представителя администрации - консерватизм, недооценка и недогрузка ИКТ.
Мнение - соглашаясь с + цифрового обучения (индивидуализация, свой темп, удобство) можно поспорить о его качестве (нагуглил и забыл, один сделал - всем скопировал ответы и т.д.). Возможно, идет преувеличение возможностей "цифрового аборигена" - селфи-палка и куча аккаунтов не = факту владения ИКТ (см. также). Кроме того, возрастает риск для традиционного преподавателя остаться невостребованным при комплексной автоматизации образования. Довод про недопуск к ведению уроков по другим предметам в каб. информатики - разве это панацея, и разве не для таких ситуаций в школы раздали мобильный класс?
Внедрение в образование информационной системы, работающей на первичных пользователей, по принципу веб 2.0 (самозаполнение данными) - идея верная, но нужно подготовить оболочку, обслуживать ее, обучить педагогов, создать условия (нормативные акты, мат. база - Интернет на всю школу, ноутбук на каждую парту?)
Выводы для себя - эволюция вместо революции, поэтапное освоение педагогами школы новых технологий на имеющихся мощностях.
3. Цифровая экономика, цифровое образование: матрица возможностей - Долгова Т.В., руководитель отдела апробации и методсопровождения ООО "Мобильное Электронное Образование", к.э.н.   Презентация к докладу
Основная идея - Татьяна Валерьевна привела ряд доводов в защиту того, что "цифровые аборигены" рулят, вся жизнь и знания - в Сети, чтобы стоять - нужно бежать, все вперед - к цифровому образованию. И поможет здесь - МЭШ.
Мнение - опять идет преувеличение - активность в соц. сетях не = цифровой грамотности! Общение в соц. сетях - ведущая деятельность для подростков, у них мотивация не на учебу - на социализацию. Где гарантия результата - Вася сутки курил мануал, а Петя сутки лайкал - кто на выходе грамотнее? Что делать с ФГОС, учебным планом, угрозой однобокого образования? Нельзя образование полностью отдавать на откуп ученической мотивации. МЭШ, наследники Телешколы - солидный опыт и багаж, но по платной подписке.
Выводы для себя - в ФЗ Об образовании прописана возможность эл. обучения, но перевести нашу школу на эти рельсы нереально.
PS. С весны 2018 года наша школа приняла участие в апробации МЭО.  На сайте МЭО обещают золотые горы школам для детей с ОВЗ, однако предлагаемые учебные материалы абсолютно не соответствуют ФГОС УО. В 2018-19 уч. году ситуация не поменялась, подходящие учебники не появились. Низкий уровень обучения - был проведен всего один весьма поверхностный вебинар, организаторы не удосужились даже выложить его запись, хотя обещали. Мне пришлось самому адаптировать многостраничные мануалы, написав методичку. Неясен механизм фронтальной работы с группой учащихся. Неясна роль специалистов в системе - тьютора, психолога и т.д. Система администрирования запутанная, встречаются баги.
4. Построение ЦОС: от школы до региона - Кушнир М.Э., рук-ль методологического центра Intalent/Траектория таланта Презентация к докладу
Основная идея - Михаил Эдуардович привел доводы, что у нового поколения новое цифровое мышление, что не = полному владению цифрой, рассказал про модель SAMR. Планшет на парту - революция в образовании. BYOD - выход из тупика. Манифест о ЦОС. Проект Intalent - профориентация через вариативное допобразование.
Мнение - критика умелости цифровых аборигенов верна. С планом преобразования образования можно поспорить - Интернет на школу, планшеты (а нашим - желательно небьющиеся) - на какие средства? Разношерстый BYOD - значит ЦОС с веб-интерфейсом - кто напишет? Манифест о ЦОС нужно сперва изучить. Нужно развивать у педагогов цифровое мышление, и использовать ЦОС, но делать это контролируемо, никто не позволит забыть о ФГОС или отдать образование на аутсорс. Проект Intalent - интересно, масштабируемо.
Вывод - познакомиться с манифестом о ЦОС, проектом Intalent.
5. Актуальные вопросы и перспективы масштабирования региональной АИБС на платформе "1С" - Мударисов В.С., проект-менеджер по продвижению решений "1С" для образования. Презентация к докладу
Основная идея - надо превращать библиотеки из бумагохранилищ в центр работы с ЭОР. На то указывают разные концепции и указы. Региональная АИБС, Библиотека 24 и ПО 1С Библиотека делают расходы меньше, а доходы больше.
Мнение - на мой взгляд, значимость библиотеки преувеличена. Вопрос в соотношении цена/результат.
Вывод - десятки т.р.? - обойдемся вариантами попроще и подешевле.
6. Развитие ХКОИС и особенности ее функционирования Мендель А.В., зам директора ХКЦ НИТ ТОГУ, к.п.н., доцент; Лобов А.Н., начальник отдела эксплуатации технической инфраструктуры Хабаровского филиала ПАО "Ростелеком" Презентация к докладу
Основная идея - охват доступом растет, скорость и V растет, стоимость связи падает. По возможности переключают школы на канал получше. Есть новый прокси с белыми списками - 3129. Рекомендации по снижению нагрузки на Интернет-канал.
Мнение - с нетерпением ждем скорости в 4 Мбит или >. Хотелось бы рабочее место учителя без фильтрации (особенно достала блокировка юкоса), но видимо, это невозможно. Белосписочный прокси весьма перспективен, возможно откажемся от дополнительной фильтрации (Интернет-Цензор). Рекомендации актуальны.
Выводы - опробовать в работе белосписочный прокси, подумать о кеширующем сервере, принять к сведению рекомендации.
PS. Белосписочный прокси может выполнить только 1 функцию - прохождение прокурорской проверки, в нем слишком мало сайтов. Интернет лишается целостности, распадается на несвязанные друг с другом фрагменты, работать с ним становится невозможно.
7. Возможности и условия подготовки к соревнованиям JuniorSkills, Ельников И.Б., главный специалист Центра информатизации и медиаобразования КГБОУ ДПО ХКИРО Презентация
Основная идея - есть онлайн ресурсы для подготовки детей к ИТ-практике, к конкурсу JuniorSkills по системному администрированию.
Мнение - для УО детей неактуально, для моего самообразования - актуально.
Выводы - ознакомиться с ресурсами, использовать для самообразования.
8. Решения в области информатизации ОУ, - Галазин А.Ю., директор направления по облачным продуктам и новым технологическим решениям, ПАО "Ростелеком"   Презентация
Основная идея - Ростелеком не только телефония, Интернет и ТВ, но и сервис видеосвязи, виртуальный ЦОД, Интернет с созданием WiFi зоны, бизнес IPTV, виртуальные туры и др. Комплексные внедренческие решения. Авторизация через ЕСИА. Экспертиза по ИТ безопасности. Динамическая контент-фильтрация текста и картинок. Мониторинг педофилии, суицидии и т.д.
Мнение - все зависит от цены. Виртуальный ЦОД как кеширующий сервер? WiFi сеть в школе? Сетевая слежка - скользкая тема (пример - если педофил засядет в самом Ростелекоме, у него будут неограниченные возможности).
Выводы - нужно рассмотреть их коммерческие предложения.
9. Развитие навыков технопредпринимательства школьников Язвенко В.О., директор по развитию Дальневосточного бизнес-акселератора "StartLab"  Презентация
Основная идея - бизнес-предпринимательство можно начинать уже в школе, ИТ рулит. Школьникам надо немного помочь (курсы, фин. грамотность), и м.б. стартап. Родители и учителя - против (в школе д.б. ЕГЭ, а не бизнес).
Мнение - необходимо избавляться от советского мышления, учить детей генерировать идеи и продавать их.
Выводы - мы бюджетное учреждение без ЕГЭ, могли бы запустить совместный проект.
10. "Кванториум" - территория развития. Опыт и перспективы использования ИКТ. Чурилова В.С., методист МБОУ ДО "Детский технопарк Кванториум" г. Комсомольск-на-Амуре     Презентация
Основная идея - высокотехнологичное доп. образование. Кластерность - школа, ВУЗ, бизнес, производство. Проектные, эвристические технологии, кейс-стади, хакатоны.
Мнение - мало подходит для УО.
Выводы - можно водить детей на экскурсии.
Мастер-классы по презентации IT-продуктов и решений в сфере образования
1. Электронные учебные пособия "1С: Школа". Чернецкая Т.А., ведущий методист отдела образовательных программ фирмы "1С", к.п.н.      Презентация и материалы
Основная идея - эл. УМК практически по всем дисциплинам всех ступеней средней школы, соответствующие ФГОС и включенные в реестр. Есть конструктор своих ЭОР и интеграция с др. продуктами 1С.
Мнение - интересно, но дорого, в целом не для УО
Выводы - можно задуматься о приобретении УМК начальных ступеней
2. Возможности продуктов группы компаний "Государство Детей" для региона: контрольно-диагностические мероприятия, дополнительное образование, профориентация Савицкий К.Л., Кушнир М.Э., представители методологического центра Intalent/Траектория таланта    Презентация
Основная идея -  Inlearno, Intalent, Знаника - проекты, помогающие удовлетворять детскую мотивацию к развитию через вариативное допобразование. Знаника - конкурсы, олимпиады, мониторинги, КПК. Intalent - тест + рекомендательный сервис. Inlearno - навигатор детского досуга.
Мнение -  масштабируемо, есть бесплатное участие. Не факт, что поможет в профориентации УО.
Выводы -  можно рассмотреть ? об участии
3. Microsoft в образовании Бурлакова Е.П., представитель по работе с образовательными организациями ЦФО, ПФО, ДВФО, СФО Россия Microsoft  Презентация
Основная идея -  Реформатика - проект по распространению практик внедрения ИКТ в деятельность школы. Некоторые продукты Microsoft (Sway, OneNote, Skype) можно использовать для коллективного образовательного взаимодействия. Ресурсы проекта Реформатика можно использовать для самообразования.
Мнение -  продукты Microsoft платные, для большинства есть бесплатные аналоги. Продукты по подписке - кончились деньги - кончилась работа. Для коллективного вз/д нужен скоростной и стабильный Интернет.
Выводы -  можно ознакомиться с ресурсами для самоподготовки, провести внутрикорпоративные курсы по некоторым практикам для внедрения в деятельность школы.
4. Современные ИТ-инструменты для завучей, рук-ля ОО и модель автоматизации психолого-педагогической службы Мударисов В.С., представитель фирмы "1С"   Презентация 
Основная идея - у 1С есть продукты практически на все случаи жизни
Мнение - дорого, непонятно, как быть с Дневник Ру. Отдельные продукты интересны.
Выводы - можно задуматься о приобретении отдельных продуктов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий